Увеличение пропускной способности аэродромов по взлётно-посадочным операциям — одна из приоритетных задач глобального авиационного сообщества, ставшая темой семинара ICAO (Международная организация гражданской авиации) и EUROCONTROL (Европейская организация по безопасности аэронавигации). С инициативой проведения мероприятия выступили ФГУП «ЦАГИ» и Комитет по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации САП. Мероприятие состоялось в коммуне Нейи-сюр-Сен (Франция) в январе этого года. Об этом сообщает пресс-служба ЦАГИ.

Участники встречи обсудили вопрос увеличения пропускной способности аэродромов путём использования информации о вихревом следе самолётов. В настоящий момент, согласно регламенту, частота взлётно-посадочных операций ограничивается расстоянием, которое необходимо держать между летящими самолётами во избежание попадания в спутный вихревой след. На семинаре представители ЕUROCONTROL рассмотрели возможность пересмотра существующих безопасных расстояний. С этой целью будет производиться рекатегоризация самолётов по классам (RECAT). Предлагается ввести разделение воздушных судов по категориям не только по массе (как это делается в настоящее время), но и по величине размаха крыла. В результате между некоторыми парами самолётов сокращаются минимальные безопасные расстояния.

«Предложенный алгоритм RECAT охватывает существующие классы самолётов. Но в силу большого разнообразия типов и модификаций воздушных судов, некоторые из них попадают на границу категорий. Для таких самолётов должен быть разработан и верифицирован механизм их отнесения к тому или иному классу вихревой опасности. А эта область деятельности является перспективной для нашего института, так как ЦАГИ обладает знаниями и опытом в изучении механики формирования и разрушения вихревых следов, а также динамики самолёта, попавшего в след», — пояснил начальник сектора отделения аэродинамики самолётов и ракет ФГУП «ЦАГИ» Игорь Босняков, принявший участие в семинаре.

Привлечение института и других российских организаций авиационной отрасли к исследованиям по данному направлению также стало предметом обсуждения. Кроме того, проведение совместных работ по вихревым следам явилось темой переговоров учёных ЦАГИ и DLR (Германия), состоявшихся незадолго до семинара.

Читайте также  Наработка двигателей SaM146 на авиалайнерах SSJ100 «Аэрофлота» превысила 300 000 часов

По словам специалистов российского центра авиационной науки, мероприятие продемонстрировало актуальность темы вихревых следов. А с учётом увеличения объёмов воздушных перевозок значимость работы авиационного сообщества в этом направлении только возрастает.